Мы выступили подрядчиком по разработке специализированного постаматного ПО для сети постаматов Яндекс.Маркета. К настоящему моменту проект насчитывает около 700 постаматов, в начале 2021 года сеть расширится до 1000 устройств.
Решение включает постаматное приложение со специализированным экранным интерфейсом, систему администрирования, клиентское и курьерское мобильное приложение. Поддерживается интеграция с внешними информационными системами заказчика на основе API-сервисов и Web-cервисов. Имеются входящие API для маркетплейсов и Интернет-магазинов.
Функциональные возможности проекта
◾ Использование различных моделей постаматов
Ранее компания Яндекс использовала постаматы разных производителей, дополнительно расширяя количество устройств за счет новых закупок. В результате сформировалась сеть из моделей с различным аппаратным оснащением. Постаматное ПО, разработанное нами по заказу Яндекс.Маркета базово поддерживает модели постаматов разных производителей и было дополнительно адаптировано под существующее у заказчика оборудование. В результате все существующие устройства были переведены на новое ПО.
◾ Бэк-офис
Веб-ориентированное приложение для управления пользователями, постаматами, службами доставки, маркетплейсами. Обеспечивает отслеживание и управление всеми логистическими операциями, а также мониторинг постаматов и удаленное управление ими.
◾ Мобильное приложение
Подключение клиентов и курьеров к постаматам (в проекте Яндекс.Маркета были задействованы как экранные, так и безэкранные модели) для получения/внесения посылок. Обмен данными между постаматами и мобильными клиентами осуществляется через Bluetooth-соединение.
◾ Система клиентских уведомлений
Отправка e-mail и SMS кодов для получения посылок. Рассылка уведомлений о доступности посылки, о скором окончании срока хранения или по причине невостребованности. Гибкая настройка шаблонов уведомлений через бэк-офис.
◾ Поддержка штрихкодов
Считывание номеров отправления при закладке курьером и получении посылки клиентом с помощью сканера штрихкодов.
◾ Безналичная оплата
По условиям проекта система поддерживает как доставку и выдачу предоплаченных заказов, так и оплату заказов на месте — часть постаматов оснащается POS-терминалами. Поддерживается фискализация платежей через сервисы облачной фискализации.
◾ Мониторинг и контроль отправлений в постаматы
Просмотр информации о существующих отправлениях, их движении и составе, редактирование отправлений. Отслеживание количества доступных для загрузки ячеек с учетом возвратов отправлений, с уведомлением сотрудников при превышении лимита.
◾ Мониторинг и контроль состояния оборудования
Удаленное управление постаматами, фиксация событий, инцидентов. Отслеживание технического состояния, работы аппаратных компонентов. Удаленное отслеживание состояния замков, статуса дверей ячеек, удаленное управление электропитанием. Рассылка уведомлений техническому персоналу.
◾ Система обновления сети постаматов
Удаленная загрузка обновлений из файлового хранилища по http/https каналу в соответствии с условиями, заданными в бэк-офисе. Возможность обновления частичных сегментов сети.
◾ Максимальная надежность и отказоустойчивость
Взаимодействие постаматов с системой управления по https, уникальные реквизиты для каждого устройства, дополнительное использование VPN-туннеля. Система разработана с учетом будущего развития и масштабирования сервиса в ближайшие 5-10 лет. При увеличении количества постаматов Яндекс.Маркета любой из компонентов системы может быть дополнительно размещен на новых серверах. Программное решение будет расширяться вслед за ростом масштабов бизнеса Яндекс.Маркета.
◾ Ролевая политика безопасности в бэк-офисе
Реализация ролевых моделей с различным уровнем доступа к разделам бэк-офиса для курьеров, техников, администраторов.
◾ Отслеживание действий в бэк-офисе
Логирование деятельности пользователей бэк-офиса в процессе создания, удаления и изменения любых сущностей в системе.
◾ Физическая безопасность
Система видеонаблюдения для регистрации действий со всеми ячейками устройства, передача тревожных сообщений сотрудникам при срабатывании магнитно-контактных датчиков. Независимый доступ к контроллеру замков.
◾ Логистика
Интеграция со службами доставки — создание событий на доставку заказов, трекинг статусов, отмена доставки. Ведение списка транспортных компаний с гибким разделением постаматов между ними.
Инфраструктура
Решение было запущено на базе модификации распределенной СУБД PostgreSQL Яндекса. Таким образом высокая отказоустойчивость обеспечивается в том числе благодаря надежным дата-центрам платформы заказчика.
Результат
Решение, разработанное по заказу Яндекс.Маркета, может поддерживать одновременную работу 10 000+ постаматов с более чем 300 000 ячеек. Гибкие возможности решения обеспечивают дальнейшее расширение сети постаматов Яндекс.Маркета. В дальнейшем Яндекс.Маркет продолжит плодотворное сотрудничество с нашей компанией для увеличения количества постаматов.
Мы гордимся проделанной работой. Выбор нашего решения одной из крупнейших компаний в сфере электронной коммерции в России с оборотом 4 млрд руб. в месяц свидетельствует о наличии соответствующих компетенции у наших специалистов, подтверждает высокий уровень владения технологиями и готовность к работе с масштабными проектами.